Варяги и Русь |
Олейниченко А. Расселение славян и Русь в западноевропейских источниках
Вопрос о происхождении понятия «Русь» один из самых сложных в науке. До сих пор по этому вопросу ломают копья различные школы историков, археологов и филологов. Пролить некоторый свет на эту сложную проблему может сопоставление летописного рассказа о расселении славян и западноевропейских источников, содержащих упоминания о Руси. Упоминания Руси в западноевропейских источниках довольно многочисленны и разнообразны. Они разнятся как по форме написания, так и по территориям, к которым этот термин относится. Такое разнообразие во многом объясняется тем, как формировался славянский этнос и, как шло расселение славян в Европе. Поэтому, прежде чем обратиться к западноевропейским источникам, необходимо еще раз внимательно прочесть текст летописи Нестора, который описывает, откуда началось расселение славян. «Во мнозѣхъ же времѧнѣх . сѣли суть Словѣни по Дунаєви . гдѣ єсть нъıне Оугорьска землѧ . и Болгарьска» ПСРЛ. т.1 «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская». (ПВЛ пер. Лихачева) Если правильна интерпретация нарцев, как жителей Норика, то славяне проживали не только в Паннонии, но и дальше на запад в бывшей римской провинции Норик. «Нарци єже суть Словѣне» (ПСРЛ т.1).Венгерская земля была когда-то частью римской провинции Паннонии. Там, согласно Нестору, и еще в Болгарии, ниже по течению Дуная, поселились славяне. Они там проживали вместе с герулами и гепидами. С этих земель начинается расселение части славян. «От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане.» (ПВЛ пер. Лихачева) Как видим, сначала откололась часть западных славян. Но затем, происходит нападение волохов, что дает толчок к дальнейшему расселению славян. «Когда волохи напали на славян дунайских(Волхомъ бо нашедшемъ на Словѣни на Дунаискиӕ . [и] сѣдшемъ в них . и насилѧщемъ имъ .(ПСРЛ. т.1)) , и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные – поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской». (пер. Лихачева) Таким образом, мы видим, что началось расселение западных южнобалтийских славян, поляков и восточных славян с нашествием волохов на территорию славян дунайских. Так как расселение славян, которое привело к колонизации как Поднепровья, так и южнобалтийского побережья произошло после нападения волохов, чрезвычайно важно определить, кто такие волохи, и когда это произошло. В научной литературе высказывались различные мнения относительно того, кто такие волохи летописей. Это связано с тем, что это название переносилось с одного племени на другое при занятии ими определенной территории во времена великого переселения народов. Первоначально влахами, по всей видимости, византийцы называли племена даков и бессов, которое проживало на юге Паннонии. «Ведь влахи являются так называемыми даками и бессами. Раньше они жили близ рек Дуная и Саоса, который ныне мы называем рекой Савой, где теперь живут сербы в безопасных и недоступных местах»( Кекавмен,75). Даки и бессы родственные фракийские племена. Латинские источники также подтверждают проживание bissi или bisseni в Паннонии. Но русские летописцы имеют в виду не даков. Под волохами или влахами они имеют в виду лангобардов, которые появились на землях, занимаемых влахами, в конце V века, и которые переселились в VI веке в Италию и затем в конце VIII века вошли в состав империи Карла Великого. Подтверждение этому мы находим в летописях, опиравшихся на польские источники. «Лета отъ рождества Христова 816. Лудвигъ, реченый Пиусъ, вторый цесарь Немецкий, был летъ 25. Сей, во всемъ подобяся отцу своему: с Константинополскимъ цесаремъ мир имелъ, яко и отецъ его; сына своего Лотаргиуса поставилъ королемъ во Влосехъ». (ПСРЛ. т.22 ч.2) Речь идет о том, что Людовик I Благочестивый (император с 814 по 840) разделил империю между сыновьями и Лотарю I(795-855) досталась Ломбардия, королевство в Северной Италии. И дальше в Хронографе речь идет об этих землях. «841г. Людвиг с Карломъ Лысымъ взяша все украины Немецкие и Францужские, а Лотаргиусъ Влосские и Галли и Нарбоны и с тою, иже и днесь зовется по имени его, Лотарингия». (ПСРЛ. т.22 ч.2) Есть и прямое указание на то, что Влохи и есть Лангобарды. «938. Зде столъ или маестатъ цесарский прешелъ отъ Франковъ или Галловъ, такоже и от Влохъ или Лонгобардовъ до княжатъ Немецкихъ» (ПСРЛ. т.22 ч.2) Лангобарды(Langobarden, буквально — «длиннобородые»). Это племя до конца V века обитало по нижнему течению Эльбы, в районе нынешнего Люнебурга и Бардовика, куда они согласно Павлу Диакону переселилось из Скандинавии. Оттуда в конце V века они двинулись на юг, на Дунай, где приняли арианское христианство в 493 г., и разрушили государство герулов. Потом лангобарды вторглись в Паннонию и захватили в 526 г. государство гепидов. В 559 году начинается нашествие авар на земли Подунавья, где авары образовали достаточно сильно государство. В 568 году авары разбили вместе с лангобардами гепидов и заняли территорию Среднего Подунавья, после чего вынудили уйти лангобардов. Часть лангобардов в 568 г вместе с частью сармат и болгар двинулись под предводительством Альбоина в Италию, завоевали северную часть страны (нынешнюю Ломбардию) и основала Лангобардское государство со столицей в Павии. Окончательно лангобарды были вытеснены из Паннонии нашествием венгров. Таким образом, Нестор под землями, откуда началось расселение славян, подразумевает территорию на Дунае в бывшей римской провинции Паннонии. Еще одним подтверждением, что именно эта территория подразумевается Нестором, является указание летописи, что именно эта территория была захвачена венграми. (898) «И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской» (пер. Лихачева). Контакты славян с лангобардами не прерывались в Паннонии вплоть до нашествия венгров. Само нашествие лангобардов и последующее нашествие авар не привело к тому, что славяне полностью покинули Паннонию. Как свидетельствует летопись, и лангобарды, и какая-то часть славян продолжали жить и контактировать в Паннонии вплоть до нашествия венгров. Таким образом, приход лангобардов в Среднее Подунавье вынудил часть славян к поиску новых земель. Этот процесс не был одномоментным и, судя по всему, растянулся на многие годы. Как видим из летописи, колонизационный поток славян был направлен с одной стороны на восток в сторону Поднепровья и дальше по восточноевропейской равнине, а с другой стороны на север, к южнобалтийскому побережью, и частично туда, откуда ушли лангобарды. Это подтверждается и археологически. В своей обобщающей работе «Славяне», касающейся славянской археологии, Седов В.В. приводит материалы, подтверждающие совместное проживание славян с лангобардами по среднему течению Дуная.
Рис. 63. Памятники славян и лангобардов в Среднем Подунавье(из книги Седова) а — памятники пражско-корчакской культуры; 6 — памятники прешовской культуры; в — славянские памятники V в. с пшеворскими чертами (по М. и Д. Янковичам); г — славянские памятники конца V и первой половины VI в. (по М. и Д. Янковичам); д — памятники лангобардов; е — памятники лангобардско-славянские; ж — регион полабских германцев; з — регион гепидов; и — северная граница Византийской империи. 1 — Велатице; 2 — Шаратице; 3 — Журань; 4 — Хохенау; 5 — Лангенлебарн; 6 — Сентендре; 7 — Рекалмас; 8 — Вырс; 9 — Сомбор; 10 — Хоргош; 11 — Осиек; 12 — Винковици; 13 — Каб (Нови Сад); 14 — Опово-Баранда;15 — Мушиеи;16 — Петровина; 17 — Двоград; 18 — Бакар. «В среднедунайской части области расселения лангобардов выявляется довольно много элементов пражско-корчакской культуры. Так, в могильнике Хохенау было открыто захоронение, в котором в глиняном сосуде пражско-корчакского облика находились остатки кремации умершего.[527] Трупосожжения с глиняной посудой, сопоставимой с пражско-корчакской, исследовались также в лангобардских могильниках Велатице, Журань, Ланжхот, Пржитлуки. И. Вернер отмечал, что какого-либо регионального разграничения между славянскими трупосожжениями и лангобардскими ингумациями в могильниках не выявляется. Более того, обнаруживается некоторое смешение лангобардских и славянских культурных элементов. Так, в могильнике Лангенлебарн близ Туллна открыты типично пражско-корчакские горшки в лангобардских скелетных погребениях. В одном из захоронений находились глиняный горшок пражско-корчакского типа и характерные лангобардские пряжка и стеклянные бусы. Подобная картина и в могильнике Шаратице в окрестностях Брно. …Керамика пражско-корчакского облика встречена также на лангобардском поселении Линц-Зизлау. Специально находки пражско-корчакских горшков в памятниках лангобардов рассматривались венгерским археологом И. Бона, который показал их довольно широкое распространение в германских трупоположениях. Всё это несомненные свидетельства славянского проникновения в среду лангобардов и начала процесса славяно-лангобардской метисации. Интересная картина контакта лангобардов и славян реконструируется в результате раскопок И. Плейнеровой поселения Бржезно, находящегося на террасе р. Огрже в районе Лоуни. На разных участках, разделенных небольшим оврагом, открыты различающиеся по конструкциям и инвентарям жилища лангобардов и славян, существовавшие синхронно. …Керамика лангобардской части поселения представлена биконическими горшками и низкими широкими мисками, которые орнаментировались врезными или штамповыми узорами. На славянском участке встречена преимущественно лепная посуда пражско-корчакского облика. Первопоселенцами здесь были лангобарды, их постройки датируются от первой половины VI в. В середине этого столетия к ним подселились славяне, которые проживали на поселении и тогда, когда лангобарды ушли из Подунавья, вплоть до рубежа IX–X вв. Выявлены и следы германско-славянского взаимодействия: в отдельных постройках германцев встречена славянская керамика и, наоборот, в славянских полуземлянках — сосуды германских типов. Черты смешения двух этносов обнаруживаются и в домостроительстве.»(Седов В.В. Славяне, стр. 314-315) О том, что славяне проживали в Среднем Подунавьи в VI веке свидетельствует Иордан: «У левого их склона (Карпат), спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы (Вислы), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.
Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север – до Висклы(Вислы); вместо городов у них болота и леса. Анты же– сильнейшие из обоих [племен] – распространяются от Данастра до Данапра,..» (Иордан, Getica, 34-35) Несмотря на несколько туманное описание Иордана, все же из него понятно, что как минимум в его времена были три группы славян: венеты, анты и склавены, которые занимали территории приблизительно как показано на вышеприведенной карте. Причем склавены, занимали как раз территорию нынешней Венгрии, которая частично пересекается с римской провинцией Паннония. Судя по всему, именно эта группа племен дала общее название всем славянским племенам. Месторасположение Новиетуна хорошо известно, в то время как Мурсианское озеро встречается только у Иордана. До сих пор идут споры относительно его локализации. Но скорее всего оно было расположено все-таки возле указанного города. Из контекста следует, что Иордан описывает земли славян с запада на восток и это озеро находится где-то на западной границе расселения славян. Возможно это озеро Балатон в современной Венгрии, которое расположено на северо-запад от Новиетуна. «Е. Ч. Скржинская, комментируя труд Иордана, отметила, что, судя по контексту, город Новиетун и Мурсианское озеро, ограничивавшие ареал славен с запада, следует отождествлять с Невиодуном на р. Саве, здесь же находилось и Мурсианское озеро, названное от города Мурсы (ныне Осиек). Вместе с тем исследовательница не исключает, что Мурсианским озером мог быть и Балатон, поскольку путь к нему для римлян начинался от города Мурсы.[540] В Осиеке и в его округе известны материалы пражско-корчакской культуры, что делает локализацию Е. Ч. Скржинской Новиетуна более надежной. Таким образом, область расселения славен отмечается тремя точками — низовья р. Савы или Балатон на западе, Висла на севере, Днестр на востоке». (Седов В.В., Славяне) В рассматриваемый период в Подунавье, в Паннонии была распространена так называемая пражско-корчакская археологическая культура. «Рассматриваемая группа славян достаточно надежно отождествляется со славенами, описанными Иорданом и византийскими авторами VI–VII вв» (Седов В.В., Славяне). Вот как Седов в своей обобщающей работе описывает область формирования этой культуры: «Пражско-корчакская культура складывалась на территории, прежде занятой провинциальноримскими культурами. Вне последней рассматриваемая культура распространилась уже сформировавшейся в результате миграций ее носителей. Областью становления этой культуры был Севернокарпатский регион от верхнего течения Одера на западе до Верхнего Поднестровья включительно на востоке». Седов также указывает на начало движения славян пражско-корчакской культуры на север вниз по течению Эльбы. Причем как раз относит этот процесс ко второй половине VI века. «После ухода лангобардов их дунайские земли были плотно заселены славянами. Начиная со второй половины VI в. славяне пражско-корчакской группы широко расселяются также в бассейнах верхнего и среднего течения Эльбы и Заале…Очевидно, что славяне, продвигаясь на север вдоль Эльбы и по ее притокам, кое-где встретились с германским населением, сохранившимся небольшими островками с эпохи переселения народов.» (Седов В. В., Славяне). Так же как славяне начали продвигаться на север, часть славян начала движение на восток, что также подтверждается археологически. «Носители пражско-корчакской культуры продвигаются также в южные районы Припятского Полесья вплоть до Киева, по-видимому, перед этим пустовавшие некоторое время. Первые немногочисленные группы славян появляются здесь в V в., основные же массы расселяются в VI–VII вв». (Седов В. В., Славяне) Как видим, слова Нестора хорошо согласуются с археологическим материалом. Можно довольно обосновано утверждать, что начало расселения славян с Подунавья началось с 526 года, после нашествия лангобардов. При этом сам Седов В.В. придерживается автохтонной теории происхождения понятия «русь», ссылаясь на работы Рыбакова Б. А. об употреблении термина «русь» в летописях в узком значении этого слова, как территории вблизи Киева и реки Рось. Наблюдения Рыбакова безусловно правильные, но они сами по себе не являются доказательством автохтонности происхождения термина «русь». Не может быть доказательством и археологический материал, на который ссылается Седов В. В.. Он утверждает, что вместе с гуннским нашествием, часть представителей черняховской культуры, среди которых были и славяне, представители антской группы, увлеченная этим потоком, переселилась в пределы Паннонии, чему есть археологические подтверждения. Этим он хочет объяснить наличие «русской» топонимики в Паннонии. Все эти рассуждения держатся на бездоказательном предположении о том, что русь была частью черняховских племен междуречья Днестра и Днепра. Подкрепить фактически это предположение нечем. Нестор не знает вообще термина «анты» и называет все племена восточных славян «славяне», и не знает о движении славян на запад, но знает что, что славяне пришли с Дуная. Поэтому связывать русь с антами, как восточной частью славянского мира, нет оснований. Иордан указывает на проживание склавен, т.е. славян именно в среднем Подунавьи. Его информация согласуется с данными ПВЛ. Соответственно, возможно связывать расселение славян с появлением представителей пражско-корчакской культуры в Поднепровьи. Возможно, что эти славяне и принесли с собой название «русь». Опять же, это только одна из возможных гипотез, но, по крайней мере, она выглядит более обосновано, чем теория про черняховцев, носителей названия «русь». И как мы увидим, это еще подкрепляется западными источниками. Также как расселение восточных славян в Поднепровье относится к VI веку н.э., к этому же периоду относится и расселение южнобалтийских славян. Вот как пишет об этом специалист по западным славянам Йоахим Херманн: «Славянские племена расселились на южном побережье Балтийского моря от устья Одера до Кильской бухты не позднее конца VI в. Руяне - "ругины", рюгенские славяне впервые появляются в источниках VII в. в связи с попытками англосаксонских миссионеров распространить христианство на Балтике». «Ранние этапы формирования этих трех племенных групп(ободриты, лютичи или вильцы и руяне) остаются во многом неясными, однако, несомненно, укладываются в общие рамки славянского расселения VI в. Путь продвижения вильцев из польских предгорий Карпат и Силезии вниз по Одеру прослеживается в конце VI - начале VII в. по распространению фельдбергской керамики (связанной с южными традициями) и больших племенных городищ». В отношении ободритов часть исследователей указывает на основании самого их названия, что они также пришли из-за Одера, с верхнего его течения. Херманн указывает на более южные районы их проживания: «Наряду с балтийскими в IX в. известны ободриты на Дунае, поблизости от Белграда: видимо, именно здесь находилась основная, исходная территория этого племени, откуда часть ободритов (вероятно, после аварского вторжения 568 г.) переселилась на север, к Балтийскому морю». Как видим, данные основанные на археологическом материале, относящемся к периоду расселения славян, хорошо согласуется с описанием Нестора о расселении как западных, так и восточных славян, что в свою очередь показывает, что составитель первоначального летописного свода достаточно хорошо был знаком с историей расселения славян и следовательно, к его словам нужно относиться со всей серьезностью. Этот подробный разбор места жительства и расселения славянских племен нам необходим для дальнейшего анализа западноевропейских источников. Как мы видим, первоначальным местом жительства славян летописец называет Подунавье и в частности территорию Венгрии, бывшую римскою провинцию Паннонию, а затем расселение оттуда славян в Поднепровье и в земли Южной Балтики, в Померанию, начавшееся со второй четверти VI века. Что интересно, что термины, обозначающие «русь» в западных источниках, связаны как раз с этими тремя территориями: южнобалтийскими землями славян-варягов, Русью в Паннонии и Киевской Русью. «Русь» поразительным образом то в одних, то в других источника постоянно всплывает в связи именно с этими тремя регионами. Западноевропейские источники, в отличие от византийских, отличаются довольно большой пестротой в передаче термина «русь»( Rhos, Rugi, Ruz(z)i, Ruzara Ruzarii, Ruzones, Ruzeni, Ruszi, Ruizi, Ruzeni, Reuzen, Ruzen, Reuszen, Rauszen, Ru(s)ci, (Ru(s)сia), Rusciani, Rus(s)i, Rut(h)eni, Rutuli, Reuteni). Имеет смысл выделить и рассмотреть основные группы терминов встречающихся в западноевропейских источниках.
Rhos Термин Rhos встречается всего один раз в Бертинских анналах под 839 годом в связи с прибытием послов от византийского императора Феофила к Людовику Благочестивому. Пруденций не зная, кого имеет в виду в переписке Феофил, просто сделал латинскую кальку с греческого термина. В Западной Европе этот термин не прижился и в отношении Руси не использовался. Но под этим термином скрывается, безусловно, восточнославянская Русь. Руги (Rugi) Одним из терминов, которым называлась Русь, был термин Rugi (им. падеж множественного числа) в латинизированных западных источниках. Своим появлением он обязан племени ругов, проживавших в районе острова Рюген в Южной Балтике в начале новой эры, и переселившихся затем в Паннонию. Впоследствии, как мы знаем, на этих землях обитали славяне. Корнелий Тацит в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии» располагал германское племя ругиев на побережье Балтики, к востоку от Ютландского полуострова «За лугиями живут готоны, которыми правят цари, и уже несколько жестче, чем у других народов Германии, однако еще не вполне самовластно. Далее, у самого Океана, – ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен – круглые щиты, короткие мечи и покорность царям». С востока соседями ругов были балтские племена эстиев, считающиеся предками пруссов. Александрийский географ II века Клавдий Птолемей размещал ругов в Великой Германии (Γερμανίας Μεγάλης) на побережье Балтики между Одером (река Виадуа) и Вислой, называя их рутиклеями (Ῥουτίκλειοι). В их землях Птолемей обозначил нахождение города Ругиума (Ῥούγιον). Примерно в тех местах в XIII векe возник город Rügenwalde (совр. польский Дарлово). Иордан в середине VI века, перечисляя древние племена Скандинавского полуострова, назвал среди прочих и ругов, выделяющихся ростом и схожих в этом с данами. «светиды, известные в этом племени как превосходящие остальных [величиною] тела, хотя и даны, вышедшие из того же рода, – они вытеснили герулов с их собственных мест, – пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего исключительного роста. Однако статностью сходны с ними также граннии, аугандзы, евниксы, тэтель, руги, арохи, рани» (Иордан, Getica, 23). Иордан также назвал ульмеругов, то есть островных ругов, среди обитателей Балтийского побережья. «Вскоре они(готы) продвинулись оттуда на места ульмеругов, которые сидели тогда по берегам океана» (Иордан, Getica,25). Проживание ругов в тех краях отмечено в топониме Рюген, острова недалеко от устья Одера. Но в конце VI—VII вв о. Рюген был заселён прибалтийскими славянами, которые переняли и само название ругов. В «Видсиде», древнем памятнике германской поэзии (IV—VI вв.), в списке наиболее известных племён Европы упоминаются руги и островные руги (хольмрюгги) без их географической локализации. Впоследствии руги в результате миграций под натиском готов оказались в придунайских землях в районе современной Австрии, где подпали под власть Аттилы. После смерти Аттилы его империя распалась, руги вместе с другими германскими племенами гепидов и готов сражались в 454 году против сыновей Аттилы в Паннонии и прогнали их из центральной Европы в Причерноморье. «Когда узнал об этом король гепидов Ардарих, то он, возмущенный тем, что со столькими племенами обращаются, как будто они находятся в состоянии презреннейшего рабства, первый восстал против сыновей Аттилы…И вот все вооружаются для взаимной погибели, и сражение происходит в Паннонии, близ реки, название которой – Недао. …можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики…» (Иордан, Getica, 260-261). История ругов после битвы на реке Недао описывается в «Житие святого Северина», написанном его учеником Евгиппием. Остготы, занявшие Паннонию, не давали ругам прохода в Италию. Руги короля Флакцитея (Flaccitheus) на северном берегу Дуная вступили в союз с римлянами провинции Норик на южном берегу против общего врага, остготов, но были разбиты в 469 в сражении на реке Болии. Примерно в 475 году вместо умершего Флакцитея королём ругов стал его сын Фелетей (Feletheus). В 476 году начальник варварского войска Одоакр сверг последнего римского императора Ромула Августа, став первым германским правителем Италии. По сообщению Иордана Одоакр и сам был из ругов, но большинство свидетельств указывают на его происхождение из германцев-скиров. Восточноримский император Зенон (474-491), желая воспрепятствовать походу Одоакра на Балканы, уговорил царя ругов Фелетея двинуться в Италию. Но Одоакр сумел опередить ругиев и зимой 487 г. сам пришел на берега Дуная с огромной армией. Он наголову разбил ругиев, взял в плен царя Фелетея и его жену Гизо, увел их в Италию, а затем казнил. «Итак, Одоакр собрал народности, которые находились в его власти, а именно турцилингов, герулов и часть ругиев, всеми которыми он владел уже давно, с ними еще и народы Италии, двинулся в страну ругиев, сразился с ругиями, нанес им совершенное поражение и зарубил сверх того короля их, Фелетея. Опустошив всю страну, ушел он, с немалым числом пленных, обратно в Италию» (Павел Диакон, Истории лангобардов, I, 19). Фредерик же, их сын, бежал, но вскоре вернулся обратно на Дунай. Это заставило Одоакра в 488 г. отправить в Прибрежный Норик своего брата Оноульфа с армией. Фредерик снова бежал, на этот раз к своему родственнику по матери, Теодориху Остготскому, а Оноульф, видя невозможность удержать Прибрежный Норик в своих руках и имея приказ брата, эвакуировал население провинции. Позже Фредерик с остатками своей дружины выступил вместе с остготами в их походе на Италию в 488 г. Неоднократно разбитый Одоакр после двух с половиной лет осады Равенны, где он укрылся, был вынужден сдаться Теодориху. Вскоре он был убит последним вместе со своим братом Оноульфом(493 год). Места на Дунае, где проживали руги, заняли лангобарды, как о том сообщает Павел Диакон. «После этого снялись лангобарды со своих мест и прибыли в страну ругиев, которая по-латински зовется Rugorum patria, и оставались там, ибо имела она плодородную почву, многие годы». (Истории лангобардов, I, 19) Одно из последних свидетельств о ругах относится к 558 году, когда их упомянул в списке варварских племён в эпитафии, посвящённой святому Мартину Турскому, епископ Мартин Бракарский, уроженец Паннонии, где ещё жила память о германском племени, обитавшем недалеко от тех мест. Таким образом, мы видим, что руги проживали во времена Тацита в районе острова Рюген в южной Балтике, а затем под давлением готов переселились на юг в Паннонию. Большинство исследователей, на основании источников, считает, что руги изначально германское племя. В результате миграции и расселении в Паннонии, они пришли в соприкосновение со славянами. Славяне как отдельный этнос, со своим языком уже существовал во времена Аттилы. Это подтверждает Приск Панийский, который путешествуя в ставку Аттилы, встречался со славянами и даже передал в своих сочинениях несколько славянских слов: «мед» и «страва». Наверняка славяне участвовали в походах и сражениях описанного выше периода. И скорее всего, выступали либо союзниками ругов, либо как вассалы последних. После ухода ругов из Паннонии, вполне возможно, что термин этот перешел на оставшееся славянское население. Тоже самое, скорее всего, произошло, когда славяне появились на острове Рюген. У Беды Достопочтимого в Церковной истории народа англов (написанной в 731 году) среди народов Германии, которых собирался посетить с миссионерской проповедью Эгберт, также названы руги. Упоминание у Беды Достопочтимого можно считать наиболее ранним свидетельством о ругах – славянах, так как к тому времени Рюген и его окрестности были заселены уже славянами. «В то время почтенный слуга Христа и священник Эгберт, кому подобает всяческая честь, жил, как уже говорилось, отшельником в Ибернии, чтобы стяжать небесное отечество. Он желал принести благословение многим народам, свершив апостольский труд проповеди Слова Божьего тем народам, которые о нем еще не ведали. Он знал, что в Германии обитают многие народы, от которых ведут свой род англы и саксы, ныне живущие в Британии; по этой причине их соседи-бритты до сих пор искаженно зовут их “гарманами”. Среди этих народов-фризы, ругины(Rugini), даны, гунны, древние саксы и боруктуары; много и других народов в той же стране, которые до сих пор следуют языческим обычаям и к которым воин Христа намеревался отправиться, обойдя Британию по морю, чтобы попытаться избавить их от Сатаны и привести ко Христу». (Церковная история народа англов, 5, 9) Указание Беды на то, что их зовут германами, не является строгим этническим признаком, так как сюда он относит и гуннов.
В последующие века термин руги применялся уже исключительно в отношении славян. Одним из самых ранних документов, в котором однозначно ругами называются славяне, является Раффельштетенский таможенный устав. Раффельштеттен – город на правом берегу Дуная несколько ниже устья реки Траун. Ныне, вероятно, готод Лорх в Австрии. Устав был утвержден Людовиком IV вероятнее всего в 904/6 году. Документ сохранился в единственном списке вкладной книги 1254/65г в епископской церкви в городе Пассау, который расположен на юго-восток от Регенсбурга ниже по течению Дуная. Но подлинность этого документа не вызывает сомнений. В разделе VI сказано: «Славяне же, отправляющиеся для торговли от Руси(de Rugis) или от чехов (de Boemanis), если расположатся для торговли в каком-либо месте на берегу Дуная или в каком-либо месте у реки Родль или в Ридмархе, с каждого вьюка(sogma) воска[вносят] две меры(massiola) стоимостью в один скот (scoti) каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов или лошадей, за каждую рабыню – одна тремисса (tremissa), столько же – за жеребца, за раба – одна сайга (saiga), столько же за кобылу. Баварам же и славянам из сей страны, покупающим и продающим здесь, платить ничего не требуется». Мы видим, что Раффельштеттенский таможенный устав ругов называет славянами. Речь идет о славянах, которые проживали в пределах восточной Австрии или Венгрии. Назаренко пытался доказать, что речь идет о купцах приходивших из Руси, но многие западные исследователи сомневаются в этом. Аргументация Назаренко не вполне убедительна. Устав явно носит местный характер, регулирует отношения с ближайшими, прежде всего славянскими племенами. Речь скорее идет о ругах-славянах, которые жили в непосредственной близости от границ, так же как и чехи. Причем это не был анахронизм или ученое мудрствование, так как речь шла не об описании каких-то исторических событий, а о практическом применении на практике норм этого устава. Чиновники и таможенники должны были хорошо, знать кто такие руги-славяне. Термин «руги» был вскоре перенесен и на славян из Киевской Руси. Это зафиксировано в целой серии памятников, относящихся к миссионерской деятельности св. Адальберта. Термин руги в отношении Руси используется в Грамоте Императора Оттона I об учреждении Магдебургской архиепископии в 968 г. «…постановили избрать архиепископом и митрополитом всего славянского народа(Sclavorum gens) по ту сторону Эльбы и Зале, недавно обращенного к Богу или подлежащего обращению, достопочтимого мужа Адальберта, … Продолжение » |