Варяги и Русь

А. Олейниченко

НПЛ о варягах

Несмотря на то, что новгородские летописи не обсуждают этническую природу варягов и не углубляются в то, кто же это такие, тем не менее, тексты этих летописей также позволяют сделать некоторые выводы, относительно варягов.

Здесь интересно, прежде всего, проанализировать старейшие новгородские летописи. Имеется ввиду, первая новгородская летопись (НПЛ) старшего и младшего изводов. Летопись старшего извода охватывает период с 1016 по 1352 годы. Летопись младшего извода содержит, как и ПВЛ, недатированную часть и доходит до 1447 года. Эти летописные своды до середины XII века в основном следуют общерусским сводам и много внимания уделяют общерусской истории. Но постепенно характер сообщений меняется, и авторы начинают концентрироваться в основном на новгородских проблемах, что делает эти записи уникальными.  В частности, эти записи касаются торговых и политических взаимоотношений со странами Балтики, военных операций новгородцев в Прибалтике и Карелии.

При анализе этих текстов, прежде всего, бросается в глаза, что упоминания варягов прекращаются в начале XIII века. Ни в НПЛ старшего(НПЛс), ни в НПЛ младшего изводов(НПЛм) после 1217 года варяги больше не упоминаются. Возникает вопрос, почему этот термин перестает употребляться? Если как утверждают норманнисты варяги – это собирательный термин для скандинавских народов, и в частности для шведов, из которых они выводят и Рюрика, и этот термин достаточно хорошо утвердился в сознании русских людей, то почему он исчезает со страниц летописей? Шведы никуда со скандинавского полуострова не пропадали, не переселялись, не изменяли своего самоназвания, их земли не были захвачены другими народами, с которыми они могли бы смешаться. При этом шведы регулярно встречаются на страницах новгородских летописей.

В НПЛ обоих изводов шведы под своим самоназванием «Свеи» встречаются с середины XII века под следующими годами.

Так в XII веке –  в НПЛс (1142, 1164), в НПЛм (1142, 1164)

В XIII веке – в НПЛс (1240, 1255), в НПЛм (1240, 1251, 1256, 1292, 1293, 1295)

В XIV веке - в НПЛс (1300, 1323), в НПЛм (1300, 1323, 1338, 1339, 1348, 1350, 1395)

В XV веке – в НПЛм (1411, 1445)

При этом они ни разу не были отождествлены с варягами. Варяги же встречаются в НПЛм до 1016 года включительно 30 раз. В записях, относящимся к XII веку варяги и слова-производные от варягов встречаются 4 раза, как в НПЛс так и в НПЛм. В записях, относящихся к XIII веку – 7 раз в обоих списках. После XIII века варяги больше не упоминаются, встречаются только названия образованные от этого термина. К 1311 году относится только сообщение о том, что сгорела Варяжская церковь. Варяги, как представители определенного народа ни разу не упоминаются.  Из этого сопоставления уже видно, что варяги к середине XIII века сходят со страниц НПЛ, в то время как шведы регулярно упоминаются. Объяснить это тем, что якобы до этого русские люди не «различали» скандинавов, и они им были на одно лицо, опровергается самыми ранними записями ПВЛ. Самоназвание шведов летописцы знали на всех этапах русского летописания. Из самых ранних летописных записей ПВЛ известно, что шведов под их самоназванием «свеи» летописцы прекрасно знали и отличали их от остальных скандинавов. Бегать к финнам и спрашивать, как называются шведы, также не было необходимости и уж тем более заучивать, как по-фински называются шведы.  Если «варяги» - собирательный термин для скандинавов, то необъяснимо его исчезновение со страниц НПЛ. Уже один этот факт исчезновения термина варяги со страниц летописи делает сомнительным утверждение норманнистов, что под ним понимались вообще скандинавы или более конкретно, шведы. Но кроме этого, скупые записи о варягах, относящиеся к XII-XIII векам дают также весьма ценную дополнительную информацию о варягах, которая также показывает, что имеется ввиду другой народ, отличный от шведов.  Для этого имеет смысл проанализировать эти записи, а также сопоставить их с сообщениями о шведах.

Сообщения, в которых встречаются варяги или термины, образованные от слова  варяги практически совпадают в НПЛ старшего и младшего изводов. Я буду приводить их по тексту НПЛ младшего извода. Вот эти сообщения:

1152 год . «Априля въ 23 загорѣся церкви святого Михаила срѣд Торга, и много бысть зла;и погорѣ всь Торгъ и дворы до ручья, а сѣмо и до Славна, и сгорѣ церквии 8, 9-я Варязьская». (ПСРЛ т.3)

В лѣто 6689 [1181]. «Мѣсяца июля въ 3, зажьжена бысть церкви от грома Варяжьская на Торговищи…» (ПСРЛ т.3)

1188 «В то же лѣто рубиша [новгородьце]  Варязи на Гътѣх, Нѣмци в Хорюжку и в Новоторжьце; а на весну не пустиша из Новагорода своих ни одиного мужа за море, ни сла выдаша Варягомъ, но пустиша я без мира». (ПСРЛ т.3)

1201 г. «А Варягы пустиша без мира за море. Того же лъта срубиша в Русѣ город. А на осень приидоша Варязи горою на миръ. и да имъ миръ на всеи воли своеи». (ПСРЛ т.3)

1204 г. «и бияхут с высокых скалъ на град грѣчьскыи Варягы камениемь и стрѣлами и сулицами…», «Грѣкы же и Варягы изгнаша из града, иже бяхут ся остали». (ПСРЛ т.3)

1217 г. «а в Варяжьскои божницѣ изгорѣ товаръ всь варяжьскои бещисла…»  (ПСРЛ т.3)

«В лѣто 6807 [1299]. Мѣсяца априля въ 18 день, в суботу великую, въ 1 час нощи загорѣся на Варескои улици» (ПСРЛ т.3)

Вот собственно все записи, которые упоминают варягов или объекты имеющие отношение к варягам. Само упоминание варягов встречается только под 1188, 1201 и 1204 годом. Из этих записей видно, что в XII-XIII веках описание варягов меняется по сравнению с предшествующими периодами. Если до середины XI века варяги выступали как воинственный народ , который в 9 веке облагал данью Словен, Кривичей и Чудь, а потом приходил на Русь в качестве военных дружин наемников, то XII-XIII веках об этом нет и намека. О былой воинственности варягов свидетельствует только запись о взятии крестоносцами Константинополя в 1204 году. Если исключить из них упоминание варягов на службе у византийских императоров 1204 года, которые собственно к Руси не относятся, все остальные записи XII-XIII веков говорят о варягах как о торговцах, имеющих тесные контакты с Новгородом. Из летописных записей мы можем сделать вывод, что варяги имеют свои дома и склады в Новгороде, что у них есть своя церковь. Это свидетельствует об очень тесных торговых контактах Новгорода с варягами. Также мы видим, что между новгородцами и варягами вспыхивали торговые конфликты, которые требовали переговоров, отсылки и присылки посольств, заключения мирных договоров. Из записи 1188 года мы также видим, что конфликт первоначально вспыхнул на Готланде, что означает, что варяги селились на этом острове. Готланд в этот период не был шведской территорией. Как мы знаем, там же были колонии новгородцев и даже несколько новгородских церквей. Под 1201 годом опять сообщается о прибытии варяжских послов и о заключении мира. Возможно, был окончательно урегулирован конфликт 1188 года, возможно и какой-то более поздний. Причем, как указывается, послы пришли «горою», т.е. по суше от варягов. Прийти из Скандинавии послы так не могли. Очевидно, что в данном случае метрополия варягов находилась на южном берегу Балтийского моря, что полностью согласуется со свидетельствами ПВЛ о том, что варяги селились вдоль южного берега Балтийского моря.  После этого упоминается только в 1217 году погоревший товар варягов, что так же подразумевает, наличие варягов в городе и их складов или торговых помещений. Дальше нет упоминаний варягов. Это практически последнее упоминание варягов в летописи. Пожары 1299 года и 1311 года связаны с объектами в самом Новгороде, которые носили соответствующие названия, как дань прошедшей эпохе, но сами варяги уже больше не встречаются.

Эти сообщения о варягах резко контрастируют с сообщениями о шведах, относящимися к XII-XIII веку. Я специально приведу все сообщения НПЛ о шведах за XII-XIII  века, чтобы показать насколько они отличаются от сообщений о варягах.

1142 г. «Въ то же лѣто приходи свѣискыи князь съ пискупомъ въ 60 шнекъ на гость, иже суть изъ заморья шли въ 3 лодиях; и бишася, и не успѣша ничтоже, и отлучиша их 3 лодьи, избиша их полтораста». (ПСРЛ т.3, НПЛм)

«В лѣто 6672 [1164]. Приидоша Свѣя под Ладогу, и пожгоша ладожанѣ хоромы своя, а сами затворишася в городѣ с посадникомъ своимъ Нѣжатою, а по князя послаша и по новгородци. Они же приступиша под город въ день суботныи и не успѣша нѣчтоже граду, но болшюю рану въсприяша; и отступиша в рѣку Воронаи. Въ 5 же день потомъ приспѣ князь с новгородци и с посадникомъ Захарьею, и иаворотишася на ня мѣсяца маия въ 28, на память святого Еладиа, в четвертокъ, въ 5 час дни; и побѣдиша божиею помощью, овы иссѣкоша, а другыя изимаша : и  пришли бяху  въ 55 шнекь, и  изьимаша  43 шнекѣ; а мало их убѣжаша, и тѣ язвени» (ПСРЛ т.3, НПЛм).

Как видим, к XII веку относятся два сообщения о шведах. В обоих сообщениях они названы шведами, своим самоназванием. Нет никаких намеков на отождествление их с варягами. Первое сообщение от 1142 года рассказывает о пиратском нападение шведов на торговые суда новгородцев на Балтике. Причем речь идет, не о каких-то никем не контролируемых пиратах, а о шведском флоте вместе с князем и епископом. Второе сообщение от 1164 года рассказывает о неудачной попытке шведов захватить Ладогу. Из этих сообщений видно, что Швеция начала с середины XII века предпринимать попытки захватить морской контроль над торговлей на Балтике, а также захватить опорные пункты на Ладоге, чтобы опять же иметь возможность зарабатывать на новгородской торговле. Очевидно, что это никак не может означать, что шведы были заинтересованы в торговле с Новгородом. Наоборот это показывает как раз, что Швеция не была торговым партнером Новгорода, но хотела что-то иметь с новгородской торговли, и хотела зарабатывать на Балтийской торговле славян за счет силового, военного контроля экватории Балтики. Представлять себе, что новгородцы при такой агрессивности шведов совершенно спокойно поддерживали со шведами торговые отношения было бы странно. Мы видели, что из-за небольшого местного конфликта купцов на Готланде, местной разборки, а не столкновения армий,  приведшего к убийству новгородских купцов, Новгород полностью отказался посылать за море своих купцов.  Ожидать, что он бы поддерживал нормальные отношения и торговлю со Швецией при такой агрессивной политике, не приходится. Также, в отличии от указаний на торговые дворы и церкви варягов в Новгороде, никаких указаний на шведские дворы или церкви нет. Нет никаких указаний и на то, что новгородцы как-то хотели уладить конфликт со шведами. Наоборот, агрессивность шведов вынудила новгородцев предпринимать ответные действия. Как известно, около 1187 года карелы при поддержке новгородцев предприняли нападение на столицу шведов Сигтуну. В результате нападения Сигтуна была полностью уничтожена, так что шведам пришлось искать новое место для столицы. Так и возник город Стокгольм.

«Плыли до Сигтуны раз корабли.

Город сожгли и исчезли в дали.

Жгли всё дотла и многих убили.

Город с тех пор так и не возродили.

Архиепископ Йон там сражен.

Весел язычник, в радости он,

что у крещенных так плохи дела.

Русским, карелам смелость дала

мысль та, что свеям не устоять

и можно смело страну разорять».

(Хроника Эрика, 480-490)

Доказательство разгрома Сигтуны до сих пор хранится в Новгороде. Это сигтунские ворота Софийского собора, которые были вывезены из Сигтуны и до сих пор стоят в Софийском соборе. Очевидно, что если одни пытаются установить контроль над торговыми коммуникациями, а другие в ответ нападают на столицу и срывают ее до основания, ни о каких взаимных торговых интересах не может идти речи.  Очевидно, что для Новгорода Швеция не торговый партнер, а враг, мешающий их торговле. С варягами же совсем другая картина. Варяги – это торговые партнеры, явно свои, а не чужие в городе. Конфликты с ними не военные, за контроль над определенными территориями или коммуникациями, а торговые, можно сказать «бытовые». Торговый конфликт 1188 года пытались уладить обе стороны исключительно мирным путем. Тут же в том же году варяги прислали послов просить мира. У новгородцев и мысли нет посылать за море армию громить, опустошать, срывать города до основания. Конфликт явно пытаются разрешить путем переговоров. Очевидно, что и та и другая сторона явно заинтересованы восстановить прежние отношения и торговлю. Со Швецией же никто ни о чем не договаривался, просто уничтожили столицу шведов и все. Если мы посмотрим на статьи, относящиеся к XIII веку, то мы увидим, что характер взаимоотношений со Швецией не меняется.

1240 г. «И събра вои множество, силу велику зѣло, Свѣя съ княземъ и с пискупы своими, и Мурманѣ, и Сумь, и Емъ, и тако наполни корабля многы полковъ своих, и подвижеся в силѣ велицѣ, пыхая духомъ ратнымъ, и прииде в рику Неву и ста усть Ижеры, шатаяся безумиемъ своимъ, хотяше въсприяти Ладогу, такоже и Новъград и всю область Новгородчкую. И пакы посла послове с великою гордостию къ князю Александру Ярославличю в великыи Новъград, а ркя тако: «аще можеши противитися мнѣ, королевѣ , то се уже есмь здѣ и плѣню землю твою… Оттолѣ потщася  наихати  на них въ 6  час дни; и бысть сѣча велика над Римляны: изби множество бещислено их, и самому королевѣ възложи печать на лице острымъ своимъ копиемъ».

1251 г. «и бѣжа князь Андрѣи Ярослаличь за море въ Свиискую землю, и убиша и»

«В лѣто 6764 [1256]. Приидоша Свѣя и Емь и Сумъ и Дидманъ со своею волостью и множество рати и начаша чинити город на Наровѣ. Тогда не бяше князя в Новѣгородѣ, и послаша новгородци  в Низъ ко князю по полкы, а сами розослаша по своеи волости, такоже копяще полкы. Они же, оканнии, услышавше, побѣгоша за море».

1284 г. «Того же лѣта воевода нѣмечьскои  Трунда с Нѣмци в лоивахъ и въ  шнеках внидоша Невою в Ладоское озеро ратью , хотяще на Корѣлѣ дань взяти; новгородци  же с посадникомъ Сменомъ  и с ладожаны и ѣхавше ,Вперёдсть Невы, и дождавше избиша их, а прокъ  их убѣжаша, мѣсяца септября  въ 9, на память святых  праведникъ  Акима и Анны».

1292 г. «В то же лѣто приходиша Свѣя  воеват , 800 их : 400 иде на Корѣлу, а 400 на Ижеру; избиша их Ижера, а Корѣла изби своих, а иных рукама изимаша» .

1293 г. «Пришедши Свѣя, поставиша город на Корѣльскои землѣ».

«В лѣто 6803 [1295]. Поставиша Свѣя  с воеводою своимъ Сигомъ город  в Корѣлѣ; новгородци  же, шедши , город  розгребоша , а Сига убиша, неВперёдмужа».

Швеция по-прежнему хочет получить контроль над выходом в Балтику, а также оспаривает владения Новгорода в Карелии. В 1240 году был вообще предпринят большой поход с целью захвата новгородских земель. Нужно сказать, что в целом новгородцам удавалось отражать экспансию шведов в северо-восточную Балтику в XIII веке. За весь этот период нет ни одного указания на торговлю со Швецией. Возможно, какая-то случайная и была, но то, что в отличие от торговли с варягами  и немцами, она не попадает на страницы летописей, показывает, насколько ничтожную роль она играла в экономике Новгорода. Также следует отметить, что малейшие попытки шведов зайти в Неву  или укрепиться на Ладоге вызывали сразу резкую реакцию Новгорода. Это было чрезвычайно опасно для бизнеса новгородских купцов, и никто мириться с такой ситуацией не хотел. Сам этот факт и многочисленные неудачи шведов закрепиться на побережье Финского залива и в Приладожье показывает, насколько жестко встречали захватчиков уже на границе. Совершенно очевидно, что также точно и до этого их встречали. Понятно, что ни о каких фантастических плаваниях по рекам Руси в Византию и Багдад неких мифических викингов-купцов не было и речи. Их бы просто никто не пропустил. Это чистой воды мистификация. И то, что распространением этих сказок занимаются историки со степенями и званиями, такие как Мельникова Е. А., Петрухин B. Я., Джаксон Т. Н. есть безобразие в отечественной науке.

То, что в записях, относящихся к XII-XIII веку варяги выступают как торговцы, ведущие торговлю с Новгородом, заключающие договора и соглашения, присылающие послов, также не согласуется с мнением некоторых исследователей, будто термин «варяг» обозначал якобы изначально дружинника или наемника, приносящего клятвы верности, и был занесен из
Византии во второй половине XI века. Получается, что новгородские летописцы, заимствовав термин, означающий дружинника или наемника, начали его использовать в отношение торговых людей приходящих из-за моря. (Ну бестолочи просто, а не летописцы))) ) Конечно в отличие от тех воинственных варяг IX-XI века, которые встречаются на страницах летописей, варяги XII-XIII века выступают в другой ипостаси. Но и там и тут летописцы имеют в виду представителей вполне конкретного народа. Просто характер взаимоотношений поменялся. Из ПВЛ мы знаем совершенно определенно, что под варягами подразумевался вполне конкретный народ, потомки Иафета, как и остальные славяне. И здесь мы видим такую же картину. Речь идет о каком-то народе, который имеет торговые отношения с Новгородом, и который живет на Балтике. Исчезновение же термина варяги из НПЛ имеет вполне понятное объяснение, если вспомнить, что как раз в XII веке немцы и датчане окончательно захватывают земли южнобалтийских славян, которые и были варягами. В 1160 году был убит последний независимый ободритский князь Никлот. К этому периоду Любек был уже захвачен и контролировался немцами. В 1160 году герцог Генрих Лев вторгся в земли славян возле Шверина и Макленбурга. «…герцог Генрих вторгся в землю славян с большим войском и опустошил ее огнем и мечом. Никлот, видя храбрость герцога, сжег все свои крепости, а именно Илово, Микилинбург, Зверин (нынешний Шверин) и Добрин, принимая меры предосторожности против грозящей осады. Одну только крепость оставил он себе, а именно Вурле, расположенную на реке Варне, возле земли хижан. Отсюда они (славяне) ежедневно выходили и устраивали слежку за войском герцога и из своих засад убивали неосторожных» (Гельмольд, Славянская хроника I, 87). Другими словами у Никлота уже не было сил вести настоящую войну и он прибегал к тактике вызженной земли и партизанских атак. Поняв это, немцы устроили ловушку. «И вот вышли отроки из лагеря на поиски корма для коней и подошли близко к засадам. Затем пришли солдаты вперемешку со слугами числом около 60, все в панцирях, спрятанных под одеждой. Не заметив этого, Никлот на самом быстром коне появился между ними, пытаясь кого-нибудь из них пронзить копьем, но копье прошло до панциря и нанеся безопасный удар, отскочило. Он хотел вернуться к своим, но, внезапно окруженный, был убит, и никто из сподвижников не оказал ему помощи» (Гельмольд, Славянская хроника I, 87). После захвата славянских земель герцог разделил большую их часть между немецкой знатью и рыцарями. Сыновьям Никлота герцог, правда, оставил замок Вурле, после того, как они признали свое вассальное положение. Но в 1163 году отнял его, а Вартислава заточил в темницу. «Опустошив всю страну, герцог начал отстраивать Зверин и укреплять замок. И поставил он туда некоего благородного и воинственного мужа Гунцелина с войском. После этого он вернул милость свою сыновьям Никлота и отдал им Вурле и всю землю. А потом разделил землю бодричей и роздал во владение своим рыцарям. А в замке Куцине герцог поставил некоего Лиудольфа, фогта из Брунсвика. В Миликове повелел он быть Лиудольфу из Пайна; Зверин и Илинбург поручил Гунцелину; Микилинбург отдал он Генриху, некоему благородному мужу из Скатен, который привел из Фландрии множество народа и поселил их в Микиленбурге и во всех окрестностях его. Епископом в земле бодричей герцог поставил Берно, который после смерти Эммергарда возглавлял Магнополитанскую церковь. Магнополис же – это тоже самое, что и Микиленбург » (Гельмольд, Славянская хроника I, 87).  Вот так происходил окончательный захват немцами славянских земель, о котором теперь так не любят вспоминать немецкие историки, что и является одной из причин, почему они так дружно поддерживают норманнизм скандинавских ученых. Эта же захватническая политика немецких герцогов и феодалов приводила в восторг и Гитлера. Именно ее он приводит в пример на странницах Майн Камф, когда заявляет о необходимости завоевания жизненного пространства на востоке в России. Он ссылался на опыт предков, как они уничтожали и истребляли славян и намекал, что нужно действовать в том же духе. Мы же продолжаем верить в некую немецкую «объективность» и «научность». В реальности же она продиктована не поиском исторической истины, а банальным политическим расчетом.  Зачем лишний раз вспоминать про варягов и то, что земли Померании, Шлезвиг-Голштейна и Восточной Германии собственно и не германские, и  Берлин стоит на славянской земле? Политически просто более выгодно рассказывать сказки про варягов-скандинавов. С установлением контроля над землями славян, началась немецкая колонизация и онемечивание славян. Славянское население облагалось поборами. «И пожаловал им герцог привилегии на владения и на поборы, и на суд. А славянам, которые продолжали оставаться в земле вагров, полабов, бодричей и хижан, герцог повелел, чтобы они платили поборы епископу, как их платят у полонов и поморян, то есть с плуга по три модия ржи и по двенадцать денаров местной монеты» (Гельмольд, Славянская хроника I, 87). За образец бралась система поборов из восточной Померании, которая была захвачена еще в 1121 году польским королем Болеславом III. Город Щецин был крещен в 1128 году Отто Бамбергским. Как мы знаем, с этим городом также были тесные контакты новгородцев. Щецинская церковь возникла в Новгороде спустя несколько десятилетий после крещения города. «Въ лѣто 6673 [1165]. …Томь же лѣтѣ поставиша церковь святыя Троиця шетициници»(НПЛс). После захвата славянских земель ободритов оставалась еще земли рутенов и о. Рюген, где славяне сохраняли свои языческие верования. Но в 1168 году датский король Вальдемар I предпринял большой поход на остров Рюген, захватил и разрушил языческое святилище Аркону. «В то время Вальдемар, король Дании, собрал большое войско и много кораблей, чтобы идти в землю руян и подчинить ее себе. Ему помогали Казимир и Богуслав, князья поморян, и Прибислав, князь бодричей, потому что герцог приказал славянам оказывать королю Дании поддержку…»(Гельмольд, Славянская хроника II, 12). После захвата Рюгена, был крещен князь руян Яромир.  Генрих Лев потребовал от датского короля половину дани и казны из святилища после успешного похода. Вальдемар отказался, и Генрих Лев разрешил славянам начать морскую войну против датчан и натравил на Данию славян, которые собственно и являлись потомками тех находников-варягов, которые приходили на Русь из-за моря. В хронике Гельмольда содержится очень интересная информация о южнобалтийских славянах, в связи с конфликтом между Генрихом Львом и Вальдемаром I, которая показывает, кем они были в прошлом «…герцог, побуждаемый гневом, призвал князей славянских и повелел, чтобы они отомстили данам. Будучи призваны, они сказали: «Мы готовы», - и с радостью повиновались ему, который послал их. И открылись запоры и ворота, которыми раньше было закрыто море, и прорвались, стремясь, затопляя и угрожая разорением многим данским островам и приморским областям. И разбойники опять отстроили свои корабли и заняли богатые острова в земле данской. И после длительного голода славяне (опять) насытились богатствами данов…От вернувшихся я слышал, что в Микиленбурге в рыночные дни насчитывалось данов до 700 душ, и все были выставлены на продажу, лишь бы только хватило покупателей»( Гельмольд, Славянская хроника II, 13). Эта запись показывает, что в прошлом южнобалтийские славяне представляли для викингов такую же угрозу, как они сами для Европы и совсем перед ними не комплексовали, и продавали эту «грозу северных морей» по 700 душ за день на невольничьем рынке. Южнобалтийские славяне также точно орудовали на море, как и викинги. «Данам нелегко обезопасить себя от нападения морских разбойников, потому что здесь имеется много мысов, весьма удобных для устройства славянами себе убежищ. Выходя тайком, они нападают из своих засад на неосторожных, ибо славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был у них так распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду и все свои богатства полагая в кораблях.»( Гельмольд, Славянская хроника II, 13) Как видим, это описание мало чем отличается от описания викингов. И в эпоху викинговых походов так и было. Но постепенно с утратой независимости славян, германские герцоги пытались ограничить морское влияние славян на Балтике. Использование кораблей славян Генрихом Львом для борьбы с датчанами - это последний отзвук той эпохи. Вальдемар вынужден был подчиниться и уступить половину даней немецкому герцогу в 1171 году. Постепенно практически все земли южнобалтийских славян были захвачены немцами. Со второй половины XII века они все находятся под их контролем. Славянская знать либо была уничтожена, либо начала сливаться с немецкой. Торговлю стали регулировать немецкие герцоги и епископы. По инерции на Руси еще использовали термин «варяги», но он уже становился анахронизмом. Торговля сосредотачивалась в руках немцев. Южнобалтийские славяне начали постепенно растворяться в немецкой среде. Это и было основной причиной исчезновения и термина «варяги» со страниц русских летописей и замены его на «немцы». «И избраша отъ Немець 3 браты съ роды своими и пояша съ собою дружину многу» (Первая софийская летопись, ПСРЛ т.5). С захватом земель южнобалтийских славян экспансия немцев дальше на восток не прекратилась.  Уже в 1201 году немецкие рыцари основали Ригу и начали экспансию в Прибалтику. Предпринимали попытки навязать северо-западной Руси католицизм. Но, несмотря на это, у немцев был и определенный интерес к торговле с Русью. После захвата славянских земель на юге Балтики немцы стремились наладить такие же торговые взаимоотношения с Русью, какие были у славян. Саксонский герцог Генрих Лев специально отправлял послов на Русь, чтобы русские купцы, как и прежде, приходили для торговли в Любек. Гельмольд в главе посвященной основанию нового Любека сообщает: «И отправил герцог послов в города и северные государства – Данию, Швецию, Норвегию и Русь, - предлагая им мир, чтобы они имели свободный проезд к его городу Любеку»(Гельмольд, Славянская хроника, I, 85). После захвата в 1181 году Любека германский император Фридрихом Барбаросса также подтвердил в грамоте от 1188 года беспошлинность торговли для русских купцов. «Русь(Rutheni), готы, норманны и прочие восточные народы пусть приходят в неоднократно упомянутый выше город беспошлинно и без Ганзы и свободно уходят». Это же было подтверждено и Фридрихом II в 1226 году. Любекский таможенный устав в 1220-х годах подтвердил: «В Любеке не платит пошлины никто из граждан Шверина, а также никто из русских, норвежцев, шведов…ни готландец, ни ливонец, равно как никто из восточных народов».

Очевидно, что немцы с южной Балтики, как и варяги, были заинтересованы в торговле с Русью. Ничего подобного в Швеции вы не найдете. Никаких переговоров о торговле, никаких грамот регулирующих торговлю с Русью, ничего не существует. Это фактически есть подтверждением того, что никакой интенсивной торговли со Швецией Русь не вела. И как в IX-X веке путь из Варяг в Греки шел с берегов южной Балтики, так и позже в XII-XIII веке Новгород продолжал торговать с тем же самым регионом. Швеция не представляла для Руси особого интереса. Она не могла предложить никакие уникальные товары, была явно беднее Западной Европы. В торговлю Новгорода и варягов, а потом немцев, они могли вклиниться только предложив посреднические услуги, что они и делали силовым путем, пытаясь установить контроль за торговлей на Балтике.

Теперь же, когда мы увидели, что НПЛ сообщает о шведах XII-XIII века, интересно, какие потрясающие описания встречаются у нашей норманнистки, доктора исторических наук Джаксон Т.Н., бегающей по посольствам скандинавских стран в поисках финансирования.  В ее работе «Austr I Gordum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках», которая была издана при финансировании посольства Исландии, обнаруживаем, что «политические отношения Руси с рядом скандинавских стран в XI-XII вв. были мирными, дружественными»(стр.13).  Просто идиллия. И войн никаких, и уничтожения Сигтуны. «В ХII в., как следует из иcтoчников, торговые связи Руси и Скандинавии носили в известной мере постоянный, регламентированный характер»(стр.14). Оказывается и регламентированная торговля, о которой летописцы новгородские ничего не знают. «На ХII-ХIII вв. ложатся сообщения о пограничных конфликтах в Финнмарке»(стр.14). И все, просто мелкие пограничные конфликты. Т.е. ,приход шведского войска на Неву и требование подчинения Новгорода от Александра Невского оказывается просто пограничный конфликт в Финнмарке. (Вообще, Приладожье просто шведская территория, давно пора отдать, че там мелочиться). Такое ощущение, что доктору исторических наук за беготней по посольствам и западным финансированием просто некогда было почитать НПЛ, а за одно и Хронику Эрика.

Таким образом, на основании текстов НПЛ за XII-XIII века  мы видим, что новгородские летописцы:

  • рассматривают варягов как народ;
  • Варяги в XII-XIII веке выступают только как торговые партнеры Новгорода. Варяги проживают в Новгороде. Имеют свои склады, дома, свою церковь.
  • Их послы приходят «горою» по суше, что практически невозможно было в тот период из Скандинавии. Это есть еще одно подтверждение, что варяги – жители южного берега Балтийского моря.
  • Записи новгородских летописцев не согласуются с представлениями о том, что «варяги» - термин, обозначающий наемников, и пришедший к нам из Византии.
  • В начале XIII века уходит из летописей упоминание варягов, что во многом объясняется захватом и окончательным покорением южнобалтийских славян немцами. Довольно трудно объяснить исчезновение этого термина, если считать, что им обозначали скандинавов.
  • Характер взаимоотношений со шведами новгородцев резко отличается от их отношений с варягами. Летописцы сообщают только о военных конфликтах со шведами, и нет никаких намеков на интерес торговли со шведами. Шведы выступают только как враги, мешающие новгородской торговле и угрожающие перерезать основные торговые маршруты новгородцев. Также они оспаривают у новгородцев их владения в Карелии.
  • Нет ни одной попытки у новгородских летописцев отождествить варягов со шведами, несмотря на то, что конфликты со шведами довольно часто упоминаются. Их нет и в последующие века на страницах НПЛ.

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz