Варяги и Русь |
А. Олейниченко О замужестве Оды за королем Руси Я уже не раз писал, что норманнисты, чтобы спасти свои псевдонаучные теории предпринимают энергичные попытки представить многочисленные свидетельства западных источников о южнобалтийской Руси, как свидетельства о Киевской Руси. Это позволяет им поддерживать миф о том, что какие-то скандинавы-русь (о которых совершенно ничего не известно) пришли сначала в Восточную Европу, а оттуда уже и вся остальная Европа узнала о Руси. Наиболее активно этой мистификацией занимается Назаренко А.В. Причем, надо отдать должное, делает это очень профессионально. Одной из таких мистификаций является стремление выдать известие Альберта Штаденского о замужестве Оды за брак с сыном Ярослава Мудрого Святославом (киевским князем 1073-1076).В своих «Анналах» Альберт Штаденский оставил интересные свидетельства о дочери Иды, племянницы Генриха III, которая вышла замуж за короля Руси(rex Ruzie). Под 1112 годом в анналах рассказывается о том, что граф ольденбургский (в Вагрии) Эгильмар-младший, сын Эгильмара и Рихенцы, дочери Иды из Эльсдорфа, подал жалобу о наследстве этой Иды против штаденских князей. В связи с этим приводятся родственные связи этой Иды(ок. 1020-после 1085 г). «Она была дочерью брата императора Генриха III (брауншвейского графа Людольфа), а также дочерью сестры папы Льва (Льва IX, сестру звали Гертруда), другое имя которого Бруно. Она вышла замуж за Леопольда(Луитпольд фон Штаде), сына госпожи Глисмоды и родила Оду – монахиню в Ринтельне, которую затем выкупила из монастыря, дав взамен дочери имение Штедедорф близ Хеслингена, и отдала замуж за короля Руси (rex Ruzie, которому та родила сына Вартеслава (Warteslaw). По смерти короля Ода велела закопать в подходящих местах бесчисленные сокровища, сама же с сыном и частью богатств вернулась в Саксонию (Saxonia), а копавших приказала убить, чтобы они не проговорились. …Вартеслав же, снова призванный на Русь, правил там вместо отца (Warteslaw autem revocatus in Ruziam pro parte regnavit) и перед смертью своей отыскал сокровища, запрятанные матерью». Еще со времен Карамзина предпринимались попытки определить, за кого замуж вышла Ода. При этом, по умолчанию, принимается что речь идет именно о Киевской Руси. Карамзин полагал, что речь идет о Вячеславе Ярославовиче (смоленском князе 1054-1057(8)), одном из младших сыновей Ярослава Мудрого. Назаренко пытается доказать, что речь здесь идет о браке Оды со Святославом Ярославовичем, будущем князе киевском(1073-1076). В подкрепление этой версии он ссылается на «Анналы» Ламперта Херсфельдского :
Еще один источник, которым пытается подтвердить свои теории Назаренко является следующая выдержка из продолжения «Хроники» Херманна из Рейхенау: 1072г. «Император константинопольский прислал королю Генриху королевские дары с Конрадом из Устры. Большая часть венгров вступила в заговор против своего короля Шаламона под водительством его двоюродного брата Иотскона. Король Руси(Rex Rittulorum) в ту пору при посредничестве короля Генриха взял в жены дочь графа Люпальда и госпожи Иты из Отерсберга». В данном случае имеет место ошибка переписчика. Под Rittuli нужно понимать безусловно Rutuli –рутулов. Рутулами или чаще рутенами, в Западной Европе называли как южнобалтийских славян, так и славян из Киевской Руси. Теория Назаренко строится на том, что под «русью» может пониматься только Киевская Русь. Теория полностью игнорирует или отрицает сам факт употребления терминов русь и рутены и других эквивалентов «руси» в отношении других, невосточнославянских земель. Назаренко связывает сообщение Альберта Штаденского с рассказом Ламперта Херсфельдского о прибытии князя Дмитрия ко двору Генриха IV. На Русь, согласно этому сообщению было отправлено посольство во главе с Бурхардом, братом сестры короля Руси, отнявшим престол у Дмитрия. Под Дмитрием в данном случае подразумевается Изяслав Ярославович. К Святославу в 1075 году от немцев действительно прибыло посольство, согласно летописным свидетельствам. Из этого сопоставления вытекает, что мужем Оды должен быть Святослав Ярославович, который согласно Херманну из Рейхенау должен был жениться на ней в 1072 году, еще до того, как стал князем киевским. Но во-первых, такие построения полностью игнорируют само содержание сообщения Альберта Штаденского. Повествование не имеет никаких параллелей с историей Руси и летописями. Не было на Руси никакого Вартислава, который бы вернулся и занял княжеский стол своего отца. Остальные детали повествования также не имеют никакого сходства с русской историей. Во-вторых, сын Оды носит западнославянское имя Вартислав, которое не характерно для Киевской Руси. У восточных славян аналог этого имени Воротислав, у чехов Вратислав, у поляков Вротислав. У поморян же оно Вартислав, как и передает Альберт. Имя Воротислав было мало распространено в Киевской Руси и среди князей Киевской Руси оно не встречалось. В княжеских семьях неизвестно ни одного Воротислава и никогда не было. Круг имен, которые давались княжичам, был очень традиционен. Также точно домыслом является и теория Назаренко о том, что Вартислав – это искажение имени Ярослав. Это крайне сомнительно, так как Альберт передает не какое-то искаженное славянское имя, а довольно точно воспроизводит западнославянское имя Вартислав. В –терьих, для Киевской Руси Альберт Штаденский использует другой термин (Rucia). В сообщении о разрыве между Генрихом IV и Евпраксией Всеволодовной, которая была дочерью Всеволода Ярославовича, Альберт пишет: «Королева же вернулась на Русь(Rucia), вступила в монастырь и в конце концов стала аббатисой»(около 1093 года). В данном же случае он использовал термин rex Ruzie,что уже показывает, что автор видел отличие между одной и второй Русью. Также и Ламперт использует два термина обозначающие Русь.(960. "К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбой, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины"). В -четвертых, указание у Хермана на рутулов или рутенов показывает, что на самом деле под русью могут иметься ввиду как раз в данном случае западные славяне, что и дает объяснение западнославянского имени сына Оды. Как видим, этот источник указывает, что Ода вышла замуж короля рутулов (Rutuli) или рутенов (Rut(h)eni). Никаких указаний на Святослава в тексте нет. Назаренко А.В. пытается всем навязать мнение, что под рутулами или рутенами нужно понимать исключительно славян Киевской Руси. В издании «Древняя Русь в свете зарубежных источников т.IV» он демонстративно устраняется от обсуждения вопроса о том, что и южнобалтийские славяне назывались этим термином и сознательно исключает все подобные цитаты из издания, чтобы создать иллюзию очевидного отнесения этих терминов к Киевской Руси. Это сознательная ложь Назаренко. Он прекрасно знает источники, и прекрасно знает, что под Rutheni могут пониматься южнобалтийские славяне. Зачем такому крупному ученому заниматься сознательными подтасовками и подгонками, мне совершенно не понятно. Единственное объяснение, я нахожу только в том, что он таким образом хочет помочь норманнистам спасти их мифы. Очевидно, что этот отрывок ничем не помогает Назаренко в его построениях. Наоборот, он уточняет, что под rex Ruzie нужно понимать короля рутенов. Под рутенами из южнобалтийских славян понимаются обычно славяне с острова Рюген, но может использоваться и в более широком значении. Нет никаких оснований считать, что речь идет именно о Киевской Руси. Кроме того, этот отрывок поясняет, что брак Оды с королем рутенов состоялся в 1072 году, а Святослав на тот момент не был киевским князем и, следовательно, не мог называться королем Руси.Возможно, что у Альберта Штаденского речь идет о князе Вартиславе(поморском князе в 1124-1136), который упоминается у Гельмольда: «Не следует, думается мне, проходить мимо того, что в эти дни объявился муж высокой святости, Оттон, епископ бавембергский . По приглашению Болеслава, князя полонов, и при его поддержке он отправился в приятное господу паломничество к племени славян, которые называются поморянами и живут между Одрой и Полонией. И здесь он, поддерживаемый господом, проповедовал язычникам слово божье и подкреплял затем свою проповедь чудесами и обратил весь этот народ вместе с его князем Вартиславом к господу, и плоды божественной славы сохраняются там и поныне.» (Гельмольд, Славянская хроника I,40) В –пятых, в сообщении Ламперта указывается, что Бурхард был братом жены короля Руси, но при этом не указывается, что он сын Иды и более того, он назван настоятелем Трирской церкви, кем брат Оды никогда не был. Назаренко указывает, что это просто ошибка Ламперта, но никаких доказательств этого не приводит. Кроме того, учитывая что западные хронисты под "Русью" могли понимать несколько территорий, могла закрасться совсем другого рода ошибка. Ламперт ошибочно мог приписать Бурхарду (если под ним действительно понимается сын Иды) родство с женой короля Руси. Кроме того, на момент 1072 года Святослав был женат имел пятерых сыновей и нет никаких данных, о том, что его жена умерла. В «Изборнике» 1073 года на миниатюре Святослав изображен с женой и четырьмя взрослыми сыновьями Глебом, Олегом, Дывыдом, Романом и малолетним Ярославом. Следовательно жена его на тот момент была жива и брак был достаточно долгим. Судя по «Любечскому синодику» у Святослава была только одна жена и ее звали Килликия, т.е. происходила из Византии, либо получила в крещении греческое имя. Попытки Назаренко А.В. выдать жену Святослава на миниатюре из «Изборника» за мачеху его старших детей от первого брака и мать Ярослава являются абсолютно беспочвенными. Назаренко даже безаппеляционно заявляет:«То, что Святослав был женат дважды, теперь, благодаря свидетельству «Санкт-Гелленского продолжения», беспорно» (Назаренко А.В., Древняя Русь на международных путях, 2001, стр.517).Никаких оснований так считать нет. Очень смешная натяжка получается у Назаренко, когда он пытается определить возраст Ярослава. Так как на миниатюре он изображен стоящим и достигающим пояса родителей, речь не идет о ребенке 1-2 лет, который должен быть на руках,а о мальчике около 5 лет если не старше. Это полностью противоречит теории о браке в 1072 году. Поэтому, Назаренко ничего лучше не смог придумать, как заявить о том, что ребенок по пояс родителям - это ребенок 1-2 лет))) Также точно, очевидно, что Ярослав не Вартислав. Зачем Ярославу было носить еще и западнославянское имя, совершенно не понятно. Получается, что русские князья зачем-то носили и восточнославянские, и западнославянские имена одновременно (не говоря уже о куче скандинавских(Харальды просто в семейном кругу)))…) и христианских имен), и что западные хронисты ими жонглировали, как сами хотели. Я считаю, что это просто выходит за рамки серьезного научного рассмотрения. Таким образом, все, приводимые Назаренко древние источники, указывают на то, что брак Оды был заключен с южнобалтийским князем, а не с русским. Само название князя «королем Руси», показывает, что этот термин использовали и в отношении южнобалтийских славян. Рутулами или рутенами называли как южнобалтийских славян, так и славян Киевской Руси. Но сын Оды, которая не была славянкой, получил западнославянское имя. Это является обоснованием того, что речь идет не о киевском князе, а о южнобалтийском, и под рутенами здесь понимаются именно южнобалтийские славяне. Вся последующая история описываемая Альбертом Штаденским, никакого отношения к Руси не имеет. Фактически, история об браке Оды и дальнейшая история ее сына Вартислава является одним из древних свидетельств, относящих название «руси» к одной из групп южнобалтийских славян. Это, в свою очередь, показывает, кто на самом деле на Балтике были варяги, а также, откуда прибыл Рюрик с его братьями.
|